Приветствую Вас, Гость

На данной странице я хочу рассказать, как оцениваю выполнение домашнего задания на уроках биологии.

В начале преподавательской деятельности передо мной встал вопрос, как отследить выполнение домашней работы учащимися и самое главное как ее оценить. Оценивать каждую работу - это значит, что в журнале будут только одни оценки за выполнение домашних заданий. Если же оценивать периодически, то дети поймут и будут выполнять домашние задания только перед проверкой. Проверка всех работ за определенный период времени (несколько работ сразу), занимает много времени на уроке или после урока. Решение данной проблемы я нашел, разработав систему оценивания домашнего задания. Опираясь на эту систему, можно проверять такие домашние задания, как выполнение рисунков, кроссвордов, конспектов, таблиц и т.д. В начале урока я прохожу по классу, проверяю наличие домашней работы и бегло оцениваю качество ее выполнения. Если меня устраивает, как выполнена работа, то в специальной таблице (в своей тетради) отмечаю ученика, выполнившего задание, плюсом, невыполнившего - минусом. Если работа не доделана или выполнена не качественно, то в таблице отмечаю данного ученика половиной плюса. Если у ученика накапливается 3 плюса, то ставлю ему отметку "5", если 3 минуса, то "2", если 6 половинок плюса, то "5". Накопление плюсов, минусов и половинок плюса непрерывно, то есть если один плюс в одной четверти, а два - в другой, то это засчитывается как "5", если минус в начале четверти, другой - в середине четверти, а третий -  в другой четверти, то в сумме они дают "2". В данную систему не входят такие выполнения заданий как подготовка сообщения и выступление перед классом, написание рефератов и т.д., за которые я ставлю отдельную отметку в журнал, так как это достаточно объёмные задания и требуют больше усилий у учащегося.

Положительное стороны выше изложенной системы при регулярном использовании:
- участие учеников в контроле отметок за выполнение домашних работ;
- дополнительные отметки в журнал;
- хороший стимул для выполнения домашних заданий;
- достаточно быстрый способ контролировать выполнение домашнего задания;
- справедливость в оценивании выполнения домашних заданий.
Так же я разработал и активно практикую систему оценивания ответов учащихся во время урока. Данная схема удобна для работы в малокомплектных классах и сложна для полных, но при желании её можно использовать. Заключается она в следующем: в начале урока на доске пишу в столбик имена детей (можно сделать заготовки, которые можно использовать постоянно) и начинаю задавать им вопросы. За правильный ответ, напротив имени ученика, ставлю балл. Если ученик не отвечает, то этот же вопрос адресуется следующему ученику по списку. Таким образом, задав ряд вопросов каждому ученику (в полных классах в общем для класса) по записям на доске становится понятно кто больше заработал баллов. Можно сразу оценить, а можно заполнять таблицу в течение урока и отмечать в ней ответы учащихся и в конце занятия оценить всю работу учеников за весь урок. Ученик с большим количеством баллов получает "5" и далее по уменьшению. Каждый учитель решает для себя сам, будет он ставить "2" и "3" за урок или нет, я,например, не ставлю, но пришел к выводу, что порой справедливо ставить "2" и "3", так как дети не стремятся получать положительные отметки, раз можно ничего не делать на уроке.
Положительные стороны при регулярном использовании:
- дисциплинирует класс (если определить очередность ответов, то практически "исчезают" выкрикивания с места);
- ученики объективно видят результат своей работы и могут самостоятельно оценить себя;
- ученики помогают контролировать оценивание ответов;
- при определенной постановке вопросов возможно отследить проблемные зоны в усвоении ранее изученного материала.