Приветствую Вас, Гость

Методика преподавания биологии - педагогическая наука

План

  1. Система методической подготовки студентов.
  2. Предмет, структура, специфика и задачи методики преподавания биологии.
  3. Связь методики преподавания биологии с другими дисциплинами.
  4. Выводы.

Система методической подготовки студентов

В систему методической подготовки студентов входят:

  • - цикл лекций, рассчитанный на 40 академических часов;
  • - комплекс лабораторно-практических занятий объемом в 50 академических часов;
  • - учебная школьная практика (УШП)., проводимая в 8 семестре в течение 5 недель;
  • - стажерская школьная практика, проводимая на 5 курсе в 9 семестре в течение 8 недель;
  • - курсовые работы на выбор, согласно учебному плану выполняемые студентами на 4 курсе в 7-8 семестрах;
  • - дипломные работы, выполняемые на 5 курсе и защищаемые в процессе государственных экзаменов.

Итого 6 форм обучения являются содержанием системы методической подготовки студентов-биологов. Из них обязательными формами методической подготовки являются 4 и вспомогательными (добровольными) - 2 (лекции и курсовые работы). Несмотря на то, что лекции являются теоретической основой всех указанных форм методической подготовки, некоторые учителя и поныне не только недооценивают, но даже игнорируют и отрицают теорию методики преподавания биологии, принимая за основу совершенствования педагогического мастерства только практическую работу в школе. Эта точка зрения мотивируется, притом неуместно и некстати тем, что теория без практики мертва. Об этом в принципе ошибочном мнении

К.Д. Ушинский писал: "Одна педагогическая практика без теории - то же, что и знахарство в медицине. Не вооруженный теорией учитель нередко "открывает" то, что давным-давно известно науке. Короче, ломится в открытую дверь. Не владея методической теорией, учитель подчас, увлекаясь второстепенным, не охватывает всей системы, упускает главное". Кстати, здесь уместно напомнить, что теория - это сгусток, квинтэссенция многолетних мировых исследований и достижений учителей-новаторов. Так можно ли игнорировать это сокровище, веками по крупицам собираемое учеными методистами всего мира. Нет, нельзя, ибо без таких знаний учитель обречен на незавидную роль дилетанта-верхогляда, если хотите, невежи.

Предмет, структура, специфика и задачи методики преподавания биологии

Зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета связано с выходом в свет в 1786 г. первого школьного учебника "Начертание естественной истории" академика В.Ф. Зуева, который и является основоположником этого предмета, возраст которого составляет теперь более 200 лет. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, очень точно когда-то сказал М.И. Калинин: "Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями".

В отличие от биологии, методика изучает не закономерности развития органического мира, а закономерности педагогического процесса обучения, поэтому и предметом ее изучения является процесс обучения учащихся биологии. При этом изучению подлежат все стороны процесса обучения: содержание, преподавание учителя, учение учащихся, результаты обучения, притом применительно к различным возрастным группам.

Как один из разделов педагогической науки методика относится к общественным наукам, а не к естественным, к которым относится биология. Методика уже давно выделилась из педагогики и ее части -дидактики (наука о теории образования и обучения) в самостоятельную науку. В этой связи о методике преподавания биологии как об учебном предмете надо знать, что: 1) это общественная наука; 2) самостоятельная наука, отпочковавшаяся от педагогики и дидактики; 3) это наука о процессе обучения, о всех его сторонах.

Специфика методики преподавания биологии обусловлена тем, что биология изучает конкретные объекты (растения, животные, бактерии, человек), сложные явления живой природы (фотосинтез, дыхание, питание, размножение и др.), уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты). Специфика указывает на то, что методика должна быть предметной, содержательной, конкретной.

Структура методики преподавания биологии разделяется на общую и частные, или специализированные методики: природоведения, растений, животных, человека и его здоровья и общей биологии. Общая методика преподавания биологии, лекции по которой предложены студентам, рассматривает вопросы преподавания всех биологических разделов, она тесно связана со всеми частными биологическими методиками.

Структуру методики преподавания биологии нагляднее представить в виде схемы:

Условные обозначения структуры

  • МПБ - методика преподавания биологии;
  • ОМПБ - общая методика преподавания биологии;
  • С - содержание;
  • М - методы преподавания;
  • Ф - формы организации преподавания;
  • КЗ - контроль знаний;
  • МБ - материальная база;
  • ЧМПБ - частные методики преподавания биологии;
  • МП - методика преподавания;
  • МР - методика растений;
  • МЖ - методика животных;
  • МЧЗ - методика человека и его здоровья;
  • МОБ - методика общей биологии.

Из схемы видно, что методика преподавания биологии (МПБ) включает 5 блоков-разделов:

  1. Блок биологических понятий (содержание);
  2. Блок методов преподавания;
  3. Блок форм организации обучения;
  4. Материальная база;
  5. Блок контроля и учета знаний.

Только рациональное сочетание этих блоков способно обеспечить высокое качество преподавания биологии.

Задачи методики преподавания разнообразны. Наиболее существенными из них являются следующие:

1) вооружить студентов теоретическими основами и практическими правилами обучения, воспитания и развития учащихся в процессе преподавания биологии в школе.

2) творчески анализировать и рационально использовать накопленный материал науки, а также обобщать опыт передовых учителей.

3) научить студентов правильно отбирать и перерабатывать для занятии учебный материал, его объем и содержание, последовательно и доступно его излагать.

4) научить правильно отбирать средства наглядности, наиболее целесообразные методы и формы обучения биологии.

5) научить умению создавать материальную базу, обязательную для изучения биологии.

Для того, чтобы указанные задачи методики преподавания биологии успешно реализовать, студент в процессе изучения этого предмета должен:

1) хорошо усвоить содержание и принципы построения школьных учебников и программ по биологии.

2) уметь планировать, организовывать и проводить уроки разных типов, лабораторные занятия, экскурсии в природу, сельскохозяйственное производство, опытные станции, НИИ. практические занятия на школьном участке, в УПБ, проводить опытничество и т.д. 3) организовывать и проводить различные виды внеурочных и внеклассных работ по биологии (ролевые игры, конференции, научные вечера, олимпиады, Дни птиц, урожая, Недели сада, леса и т.д.).

Связь методики преподавания биологии с другими дисциплинами

Несмотря на самостоятельность, методика преподавания биологии органично связана с рядом предметов (см. схему):

 

где Б - биология, П - педагогика, Д - дидактика, Пс - психология, Ф -философия, Мпр - методика природоведения, Мх - методика химии, ВФ - возрастная физиология.

Поскольку методика преподавания биологии определяется не только спецификой биологического содержания, но и опирается на детскую психологию, она будет по-настоящему эффективна, если будет проводиться в соответствии с возрастным развитием детей. Это обусловлено тем, что содержание учебного материала и методики преподавания усложняются из класса в класс по мере взросления и развития личности ребенка. Без учета этого важнейшего обстоятельства обучение будет или непосильным, или слишком элементарным, примитивным, несоответствующим умственным и психическим возможностям детей. Поэтому для учащихся младших классов (4-5) надо использовать на уроке несколько различных методов, чаще сменяя один вид деятельности другим. А в старших классах (9-11) урок можно проводить одним-двумя методами. При этом, если в младших классах обучение целесообразно вести на более простом, фактологическом уровне, притом дедуктивным (подтверждающим) путем, то в старших - на более сложном понятийном уровне индуктивным (открывающим) путем, больше давать обобщающего материала, выводов, анализа, сравнения, В младших классах, например, из группы словесных методов целесообразнее прибегать к рассказу, беседе, объяснению, а в старших - к лекции, созданию проблемных ситуаций.

ссылка на источник: http://egfak.narod.ru/mob3.htm